Вернуться к обычному виду
Сведения об образовательной организации
Образовательная деятельность
Летопись лицея
ФЦПРО 2016-2020
Сетевая образовательная Технология

Опорная площадка по духовно-нравственному воспитанию



Работа лицея в качестве региональной опорной площадки в сфере духовно-нравственного воспитания

В центре управленческих усилий в 2017 году оставалась содержательная деятельность по созданию условий культурной самоидентификации каждого учителя и профессионального сообщества педагогов лицея в целом.

В существующей ситуации в любом образовательном учреждении особую значимость приобретает педагогическая и жизненная позиция учителя, система его ценностных ориентаций на основе осознания единства с культурной традицией своего народа. Иначе его профессиональное влияние на формирующееся мировоззрение учеников может приобрести негативные черты. Эта животрепещущая проблема особенно остро стоит в нашем, оторванном от материковой России, регионе. Она усугубляется ещё и тем, что здесь, в центре Европы, явственно ощущаются процессы глобализации, которые неизбежно гомогенизируют культурный опыт людей по западному образцу, значительно ограничивая нашу национальную самобытность.

Для того чтобы поддержать процесс самоидентификации в лицейском педагогическом сообществе, управленческая команда старается создать систему образовательных событий, участвуя в которых каждый учитель на эмоциональном, когнитивном и деятельностно-творческом уровнях осознает необходимость в своем более отчетливом культурном самоопределении. Весь уклад жизни лицея способствует этому: традиционно в начале каждого года проходят Рождественские педагогические чтения, весной организуются Пасхальные Дни, летом в рамках внутрилицейской системы повышения квалификации проводятся дискуссии на мировоззренческие темы, осенью – совместный фестиваль детей, родителей и учителей «Праздник Большой семьи». В педагогические советы и кафедральную работу непременно вносится аксиологический компонент. К работе с учителями привлекаются авторитетные родители, представители педагогической общественности и Российской Православной Церкви. Всё это определяет целенаправленный поступательный переход сообщества лицейских учителей на качественно новый уровень ценностно-ориентационного единства.

В 2017 году в программу Рождественских педагогических чтений, которые предшествуют проведению региональных чтений, были включены следующие события: Первый день чтений - 9 января начался с молебна в храме Апостола Андрея Первозванного, а продолжился в актовом зале лицея, где для всех участников чтений был подготовлен художественный пролог «Свет далекой звезды». Затем в трёх педагогических мастерских, прошли дискуссии по следующим темам: - «Базовые ценности семьи и школы» – Зыкова М.Н., кандидат психологических наук, председатель наблюдательного совета лицея от фракции родителей; - «Семейные ценности: уроки истории» - иерей Вадим Трусов, клирик Храма Андрея Первозванного, в прошлом выпускник лицея, а сейчас родитель двух наших учениц; - "Трудный возраст: родители и дети" - Соколова М.Е, директор Центра имени С.А.Рачинского. Второй день – 10 января
2017 года – прошел в форме практического моделирования образовательного процесса, где учителя стали «учениками», объединившись в шесть «классных коллективов», а роль «учителей» взяли на себя наиболее опытные, те, кто мастерски владеет новыми образовательными технологиями и способны демонстрировать свою мировоззренческую позицию в рамках привычной профессиональной деятельности. Проведению этого семинара предшествовала аналитическое совещание руководителей предметных кафедр по итогам первого полугодия, где были определены проблемные места в освоении учащимися образовательных программ. Они-то и стали предметом пристального рассмотрения на мастер-классах. 

Единой темой мастер-классов были кейс-технологии. При этом помимо технологического содержания они включали в себя серьезный духовно-нравственный аспект:
- Педагогические кейсы по основам морфологии - Булатова М.В., Демченко В.В, Ерофеева С.М.
- Педагогические кейсы по геометрии - Мартынова В.В.; Почетухина Е.А.
- Практикум по кейс-технологиям «Правовые основы образовательной деятельности» - Сапрунова С.А., Пальчик И.Г.
- Практикум «Образовательные возможности презентации и Web-квеста» - Танкова Н.С.
- Практикум по формирование смыслового чтения (основы текстологии) - Дамбраускене Н.В. Сычева Е.С.

Были созданы условия, при которых все учителя поучаствовали во всех мастер- классах, и в результате каждый не только приобрел возможность освоить эффективные педагогические технологии, но получить четкую ориентировочно-смысловую основу для своего дальнейшего профессионально-личностного роста.

Пасхальная весна 2017 года была ознаменована активным участием лицея в совместном международном проекте в рамках реализации Федеральной программы «Русский язык». Целевые установки этой программы взяты нами на вооружение в приграничном сотрудничестве с образовательными учреждениями Польши и Германии: развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога. Ориентируясь на эту цель, мы стремимся создавать условия для продвижения русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах.

На протяжении многих лет лицей является участником долгосрочной международной программы «Школы - партнёры будущего»: здесь проводятся углублённые занятия по подготовке учащихся к сдаче экзамена на получение диплома Конференции Министров Образования и Культуры Федеральных Земель Германии «Немецкий как иностранный» Deutsches Sprachdiplom der KMK/C1, а также ежегодно организуются совместные международные образовательные проекты. Участниками этих проектов стали свободная вальдорфская школа Хафельхюэ имени Ойген Колиско города Берлина и гимназия № 11 города Гданьска, где значительные группы учащихся изучают русский язык. В Берлине его преподает бывший педагог нашего лицея Регина Шох, а в Гданьске - Беата Попек. Совместно с руководителем лицейской кафедры учителей немецкого языка Ким Г.А. они разработали и реализовали на базе нашего лицея резонансный музыкально-образовательного проект "Мы - вместе" («Wir gemeinsam»), ставший ярким лицейским событием прошедшего учебного года. Проект проходил в два этапа: с 9 по 22 мая 2017 года – подготовка и публичное представление совместного музыкального спектакля; с 11 по 24 июня – организация микро-педагогической практики в пришкольном лицейском лагере «Солнечный город» группы старшеклассников из Берлина, участвуя в которой каждый берлинец, интенсивно практиковался в русском языке, общаясь с младшими школьниками лицея в ходе подготовки и проведения различных мероприятий.

«Праздник Большой семьи» - одна из самых ярких традиций лицея. Он ежегодно проводится в рамках Городского форума «Вера, Надежда, Любовь в российской семье». На праздник приглашаются семьи первоклассников: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Вместе со своим ребенком они участвуют в каком-то направлении внеурочной деятельности по его выбору: готовят инсценировку сказки, разрабатывают и воплощают в выступлении комплекс утренней зарядки, инсценируют песню, конструируют из ЛЕГО дом для всей семьи, создают изо-проект, занимаются хореографией, готовят выступление фольклорного ансамбля. После двухчасовой работы все внеурочные группы собираются в 10 зале, чтобы публично представить совместно созданные «продукты». Фестиваль всегда получается ярким и незабываемым, потому, что в ходе его проведения неизменно возникает прекрасное чувство «МЫ».

Концепция духовно-нравственного развития и просвещения населения городского округа «Город Калининград»


27.01.2018 - "Ленинград жив!"
12.02.2018 - «Поклонимся великим тем годам...»  
19.02.2018 - "Встреча с детской писательницей" 
17.04.2018 - "Светлая пасхальная неделя в лицее №18"