Вернуться к обычному виду
Сведения об образовательной организации
Образовательная деятельность
Летопись лицея
ФЦПРО 2016-2020
Сетевая образовательная Технология

Советы школьного психолога

ПРАВИЛА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

На этой странице мы отвечаем на вопросы, которые Вас тревожат. Просим не задавать вопросов, находящихся вне компетенции психологической службы.
 
Мы предоставляем право любому человеку спросить нас о том, что его волнует в данный момент, отправив свой вопрос по адресу psiho18@mail.ru



Вопрос:
Как помочь выпускникам подготовиться к ЕГЭ?

 Ответ:
ЕГЭ – не самое страшное событие в жизни, бояться его не нужно – к нему нужно просто готовиться.
Перестаньте печалиться о времени счастливых билетиков – оно миновало, ЕГЭ укрепился и из эксперимента превратился в жесткую реальность. Перестаньте впадать в панику – реальность стали 2 обязательных экзамена в формате ЕГЭ (русский язык и математика) помните, в успехе – неуспехе вашего ребенка главная роль – ваша…
Существует множество умных книг, написанных психологами и педагогами. Обилие литературы, посвященной сдаче экзаменов, поражает. Но хочется предупредить об одном: не нужно покупать сборники методической литературы наобум: некоторые из них, как это ни прискорбно, не только не помогут, но навредят.
Чем могут помочь родители? Основная задача родителей — оказать помощь будущему выпускнику организовать систематическую последовательную подготовку к экзаменам.
Подросток сам еще не может правильно спланировать время, ему кажется, что он все успеет, часто ребята склонны откладывать «на потом» такое не очень приятное занятие, как подготовка к экзамену. Затем может начаться паника: «Я ничего не успеваю, уже поздно готовиться, все равно уже не смогу...»
Другая задача — создать благоприятную психологическую обстановку дома. Даже для самого дисциплинированного и ответственного школьника экзамен — это испытание, стресс. Уменьшить его помогут прогулки, правильное питание и разумный баланс труда и отдыха.
В случае равнодушного отношения родителей ребёнок чувствует себя беспомощным, одиноким, беззащитным перед лицом серьезного испытания. Кроме того, участвуя в делах своего ребенка, интересуясь его душевным состоянием, настроением, его духовным миром, искренне пытаясь ему помочь, родители дают своим детям уроки любви, со-чувствия, сопереживания, взаимопомощи, учат преодолевать жизненные трудности спокойно и достойно. Ни в коем случае не призываем родителей учить вместе с детьми темы и вопросы или допоздна записывать тексты — это все-таки экзамен школьника, а не его родителей. Помощь должна выражаться в другом: в организации дня, доверительной беседе, одобрении, подбадривании в минуты уныния.

Рекомендации родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам

1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
12. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Подготовлено педагогами-психологами
Снарской Т.К. и Тюриной М.Ю.
по материалам интернет-сайтов.
 

Вопрос:
Как помочь первокласснице избавиться от комплекса, что она хуже всех в классе?

Ответ:
Такая ситуация возникает достаточно часто в период адаптации к новым условиям. Адаптационный период длится в среднем девять недель. Безусловно, преодолеть этот период поможет, прежде всего, родительская поддержка и оптимальный режим жизнедеятельности ребенка: полноценный сон (10-12 часов, принеобходимости — дневной), питьевой режим (негазированная вода, почаще, понемногу), активные прогулки на свежем воздухе (1,5-2 часа ежедневно), подготовка домашнего задания не позднее 19.00, не более 1,5 часов, с перерывами через 15-20 минут.
Родительская поддержка заключается в следующем:
  • важно планировать и проводить интересные совместные выходные всей семьей
  • регулировать эмоциональное состояние ребенка — на каждую негативную эмоцию 7 позитивных
  • избегайте в отношении ребенка выражений: «ты обязан», «не трогай», «не делай», «не бери» и т.п.
  • сдерживайте свои негативные эмоции и высказывания при ребенке о нем самом или о школе (педагоге, одноклассниках)
  • важно Ваше участие в жизни класса и создание условий для успешности ребенка в классе — помогите показать, что он умеет, чем интересуется
  • ребенок ждет вашей поддержки и похвалы, старайтесь замечать его даже самые маленькие победы
  • сравнивайте ребенка только с самим собой
  • вспомните и расскажите ребенку о своих первых проблемах и неудачах в школе и о том, что Вы с этим справились
  • важно дать ребенку возможность почувствовать себя счастливым и умеющим
  • понимание, безусловная любовь (но не гиперопека!), доверие и забота
При необходимости, если Ваша обеспокоенность состоянием ребенка останется по истечении девяти недель, обратитесь к психологу и невропатологу за консультацией. Терпения и удачи!


Вопрос:
Мой сын стал уходить из дома,хотя его не наказывают,у нас полноценная и обеспеченная семья,подскажите пожалуйста что нам делать?

Ответ:
Уважаемая Ольга, необходимо более детально разобраться в обстоятельствах, предшествующих уходу сына из дома. Причиной такого поведения может быть как желание найти более комфортные условия для себя, так и свойственное подростковому возрасту желание испытать себя, проверить на прочность. С сыном необходимо разговаривать, не обвиняя. В беседе сын даст понять Вам в чем причина такого поведения. Ваша задача главное услышать эту причину.



Вопрос:
Моей дочери, 13 лет, не хочет учиться, только улица, любимый мальчик, интернет и мобильник - это весь интерес, других интересов нет. Как можно исправить ситуацию? Разговоры не помогают. Угрозы того, что ей будет трудно устроиться в этой жизни, бесполезны.

Ответ:
Уважаемая Светлана! Очень сложно заочно найти причину такого не желания учиться. Необходимо знать степени увлеченности другим и в чем проявляется нежелание учиться. Рекомендуем обратиться за очной консультацией к психологу, которые даст вам полные рекомендации. Вы можете записаться к специалисту Психологической консультации по телефону ...